Гравюра и офорт в работах Гойя и Дали

В столичном музее им. А.С. Пушкина продолжает свою работу интереснейшая выставка «Капричос». Гойя и Дали, на которой можно увидеть гравюры известных художников Франческо Гойи и Сальвадора Дали. Экспозиция познакомит нас с уникальными коллекциями офортов, входящими в две графические коллекции «Капричос».

Поклонники таланта великих мастеров не будут разочарованы. Выставочная экспозиция включает коллекцию графики Гойи, состоящую из 41 работы, выполненных в технике офорта с акватинтой. Каждой работе маэстро соответствует гравюра офорт великого сюрреалиста Дали, который работал с оригинальным материалами своего соотечественника, дополняя их собственным видением и комментариями.

«Капричос» - это серия гравюр и графики Гойи, которая является большим творческим достижением великого маэстро XVIII столетия. Первые рисунки художник сделал в 1793 году, но вся серия увидела свет лишь в 1799. В «Капричос» вошли графические работы, объединенные темой обличения пороков современной художнику Испании.

В них он довольно жестко и саркастично высмеивает реалии различных сфер жизни страны (политики, церкви, общества), которая к тому моменту переживала глубокий кризис. В графических картинах художника показаны лживость и лицемерие дворянства, пороки как простых обывателей, так и церкви, инквизиции, правящих кругов.

Сложная смысловая нагрузка потребовала комментариев автора, которые были сделаны им на одном из альбомов, подаренных королю.
Спустя почти два века, гениальный сюрреалист Дали поработал над офортами Гойи, дополнил каждую картину различными деталями. В некоторых гравюрах введены новые персонажи, элементы, сюрреалистические образы. В других картинах художник вытянул пропорции, добавил новые фоновые «декорации».

В некоторых работах Дали просто следует за мастером прошлого, ничего не меня кроме цветовой гаммы. Таким образом, художник XX века ведет беседу со своим соотечественником «через века», показывая зрителям свое понимание и новое «звучание» офортов Гойи и прибавляя к загадкам талантливого испанца свои собственные.

Коллекция гравюр представлена на выставке в виде пар листов (Гойи и Дали) и текстового материала комментариев Гойи к собственным гравюрам офортам. Такое структурное построение выставочных работ позволяет ценителям искусства лучше воспринять смысл картин знаменитых художников. Понять актуальность работ Гойи в современном «прочтении», а также прочувствовать видение Дали.

Источник и фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Опубликовано: