Караваджо: вторая жизнь «Юноши с лютней»

Специалисты Эрмитажа закончили работу над антикварной картиной «Юноша с лютней» - одной из самых ранних работ Караваджо.

С полотна были удалены более поздние дополнения и наслоения, кроме струн на инструменте. После работы реставраторов над картиной, на ней проявились мрамор на столе и фиолетовый ирис в букете слева.

Живопись художника эпохи барокко планировали отреставрировать еще с 1973 года, но сроки передачи картины в лабораторию реставрации постоянно переносили.

Дело в том, что «Юноша с лютней» - единственная работа Караваджо в России, поэтому она постоянно выставлялась на различных экспозициях.

Картина была написана мастером в 1595 году – в период, когда в его рисунках жанра портретной живописи преобладали мотивы чувственности, переданные символически через изображения музыкальных инструментов и плодов.

Считается, что именно в этом полотне Караваджо применил контрастную моделировку света и тени. При помощи макросъемки были выявлены многочисленные дефекты на поверхности полотна.

В XIX-XX веках работу покрывали несколькими слоями лака, что сделало полотно более тусклым. Лак со временем помутнел и начал трескаться. До того, как картина попала в Эрмитаж, она была обрезана снизу и боков – это стало ясно по сохранившимся следам от подрамника.

Исследования картины экспертами при помощи рентгеновских лучей показали поздние доработки полотна другими художниками и даже правки самого Караваджо, которые он делал во время создания шедевра. Мастер экспериментировал с полосой света за спиной юноши и длиной пальцев, пробовал различные положения плеча и поворота головы.

Один из реставраторов в XIX столетии сделал прическу юноши симметричной, хотя в оригинале у юноши больше локонов слева. Сегодня все поздние наслоения и правки удалены с картины, и полотно вновь стало доступно широкому российскому зрителю.

Источник и фото: информационное издание «The Art Newspaper Russia»

Опубликовано: