«Юноша с лютней» - история реставрации

Старинная живопись Караваджо на сегодняшний день является бесценной частью мирового художественного наследия, которая хранится в величайших музеях планеты и частных коллекциях.

Одна из картин Караваджо «Юноша с лютней», созданная в 1595 году, недавно вернулась из научной лаборатории Эрмитажа, где лучшие специалисты проводили реставрационную работу над полотном знаменитого художника стиля барокко.

В XIX-ХХ веках в Европе картину неоднократно покрывали специальным лаком, чтобы проявить изображение. Это способствовало появлению микротрещин и потертостей.

Также полотно пережило подрезку с боков и по нижнему краю. При реставрации живописи, картину подвергли облучению рентгеновскими лучами, которые показали поздние записи на поверхности и правки, которые Караваджо сделал в ходе работы над своим будущим шедевром.

Так, стало известно, что мастер по-разному изображал полосу света за спиной натурщика, пробовал разное положение предплечья, посадку головы героя, разную форму его блузы. Авторские правки на живописном полотне были вполне закономерными, поскольку Караваджо никогда не использовал наброски и эскизы, всегда выполняя работу набело.

Один из реставраторов XIX века подправил картину мастера, сделав прическу юноши более симметричной. Реставраторы научной лаборатории Эрмитажа удалили все наслоения, вернув полотно к первоначальному виду и оставив из поздних записей только важный элемент картины – струны на музыкальном инструменте.

После современной профессиональной реставрации на картине проявился ирис в букете фиолетового цвета, а также мраморная поверхность стола, расположенного на переднем плане. Высокая экспертная оценка картины маслом конца XVI века позволяет причислить полотно к величайшим шедеврам живописи реализма.

Материал и фото: информационное издание «The Art Newspaper Russia»

Опубликовано: